Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРСЕНИЙ
3, С. 399-401 опубликовано: 6 февраля 2009г.


АРСЕНИЙ

(Жадановский Александр Иванович; 6.03.1874, слобода Писаревка Волчанского у. Харьковской губ.- 27.09.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), еп. Серпуховской, вик. Московской епархии. Неск. поколений священнослужителей из рода Жадановских, в т. ч. отец А. прот. Иоанн, братья - протоиереи Алексий и Андрей, свящ. Николай, служили в храмах г. Чугуева Харьковской губ. В 1884 г. А. Жадановский поступил в Харьковское ДУ. Посетивший уч-ще Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) предсказал мальчику епископское служение. В 1888-1894 гг. Жадановский учился в Харьковской ДС, по окончании к-рой был назначен учителем Закона Божия в церковноприходской школе в слободе Осиновке близ Чугуева, в 1896-1899 гг. служил надзирателем-репетитором в Сумском ДУ. Родные, желавшие, чтобы Жадановский занял место отца в ц. Рождества Богородицы, просили молодого человека вернуться в Чугуев. Жадановский послал письмо св. прав. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помочь ему в выборе жизненного пути. В письме от 17 янв. 1898 г. прот. Иоанн благословил молодого человека принять иночество. 17 июля 1899 г. в Святогорском Зимненском мон-ре архиеп. Амвросий (Ключарёв) совершил монашеский постриг Жадановского с наречением имени А., 14 авг. архиеп. Амвросий рукоположил А. во иеродиакона.

Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской
Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской

Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской

1 окт. 1899 г. А. поступил в МДА. 9 мая 1902 г. ректором еп. Арсением (Стадницким) рукоположен во иеромонаха. Во время учебы А. часто посещал Гефсиманский скит лавры, скит св. Параклита и Зосимову в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы пуст., к-рую в «Воспоминаниях» назвал «духовной врачебницей». Общение со старцами преподобными Алексием (Соловьёвым), Варнавой (Меркуловым) и игум. Германом (Гомзиным), духовным отцом А., оказало огромное влияние на формирование духовного облика молодого иеромонаха. Впосл. он с благодарностью вспоминал также преподавателей академии Д. Ф. Голубинского и прот. Е. А. Воронцова. А. окончил академию в 1903 г. со степенью канд. богословия за соч. «Беседы преподобного Макария Египетского с гомилетической точки зрения»; 17-19 июля 1903 г. присутствовал на торжествах прославления прп. Серафима Саровского в Саровской пуст.

2 сент. 1903 г. А. был назначен казначеем Чудова мон-ря в Москве, 26 марта 1904 г.- наместником этой обители, 27 марта сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. Московским, возведен в сан архимандрита. А. ввел в Чудовом мон-ре ряд мер для укрепления монашеской дисциплины: обязательное присутствие братии на всех богослужениях, посещение насельниками трапезы только в полном монашеском облачении и др.; женщинам был запрещен вход за ограду мон-ря и в кельи. При обители была открыта школа для послушников, в к-рой преподавались церковная история, катехизис, аскетика, в братию зачислялись только окончившие эту школу. 27 окт. 1911 г. при Чудовом мон-ре А. учредил Московский отдел Камчатского миссионерского братства. В 1912-1917 гг. вместе с миссионером И. Г. Айвазовым издавал журналы «Лепта обители святителя Алексия» и «Голос Церкви», в к-рых публиковались проповеди и «Духовные дневники» А., посвященные раскрытию правосл. вероучения, а также актуальным проблемам церковной жизни: деятельности секты иоаннитов, распространению атеизма, младостарчеству, возрождению чина диаконис, имяславию и т. д. Стараниями А., сблизившегося в эти годы со сщмч. архим. Серафимом (Звездинским), св. прав. прот. Алексием Мечёвым, схиигум. Фамарью (Марджановой), Чудов мон-рь стал одним из центров духовного просвещения в Москве.

8 июня 1914 г. в Алексиевском соборе Чудова мон-ря А. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. Ведению А. подлежало наблюдение за преподаванием Закона Божия в средних учебных заведениях Москвы, назначение законоучителей, контроль за постригами в мон-рях Московской епархии. А. являлся также председателем миссионерского братства во имя свт. Петра (см. Петра митрополита братство), Комитета по устройству внебогослужебных собеседований с народом, религиозно-философского кружка и др.

27 окт.- 3 нояб. 1917 г. Московский Кремль подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны большевиков, среди проч. пострадали здания Чудова мон-ря. При начале обстрела мощи свт. Алексия были перенесены братией в пещерную Ермогеновскую ц., где под грохот разрывающихся снарядов А. молился вместе с митр. Петроградским сщмч. Вениамином (Казанским), архиеп. Гродненским Михаилом (Ермаковым), прп. Алексием (Соловьёвым) и иноками обители. После закрытия мон-ря в авг. 1918 г., тяжело заболевший от пережитого потрясения, А. вместе со сщмч. Серафимом (Звездинским) уехал в подмосковный Серафимо-Знаменский скит, где стал духовным наставником схиигум. Фамари и мн. сестер. А. ежедневно совершал Божественную литургию, занимался иконописанием, изучал церковную музыку, медицину. В скитском храме перед игуменским местом находилась написанная им икона «Спас Нерукотворный».

В кон. дек. 1919 г. А. переехал в Серпухов, где нес епископское служение. В 1923 г. он был уволен по болезни от управления Серпуховским вик-ством и поселился в Серафимо-Знаменском скиту, где оставался до его закрытия 12 июля 1924 г. В 1924-1925 гг. вместе с 2 духовными дочерьми жил в с. Кузьмёнки Серпуховского у. в доме настоятеля Успенской ц. прот. Михаила Пятикрестовского. Устроив в своей половине дома церковь, А. ежедневно совершал богослужения. К епископу приезжали схиигум. Фамарь, насельницы скита, многочисленные духовные чада, в Кузьмёнках он совершил неск. иноческих постригов. 1 марта 1926 г. в пос. Котельники Ухтомского р-на Московской обл. А. присутствовал при кончине почитаемого им Московского митр. Макария (Невского), в 1927 г. А. составил жизнеописание святителя. В 1926 г. А. был выслан в Арзамас Нижегородской губ. Через нек-рое время поселился в Серафимо-Понетаевском мон-ре, после закрытия к-рого вернулся в Арзамас, где снял небольшой дом и, устроив в нем церковь, совершал богослужения.

Вернувшись из ссылки в нач. 1928 г., А. вместе с неск. духовными детьми жил в Серпухове и в пос. Котельники, где купил дом благодаря помощи, полученной от митр. Сергия (Страгородского). В 1931 г. А. был арестован, через 2 месяца освобожден. В нач. 30-х гг. проживал в Серпухове у своих духовных чад Д. В. Матвеевой и К. Н. Сокольниковой. 21 апр. 1932 г. арестован Серпуховским райгоротделением ОГПУ СССР по обвинению в нелегальной деятельности в составе «церковно-монархической организации «Истинно православная Церковь»» и систематической агитации среди населения. Вместе со сщмч. Серафимом (Звездинским) А. обвинялся в руководстве московскими храмами «антисоветской ориентации». Вскоре А. был освобожден. В мае 1933 г. арестован вместе с келейницей мон. Александрой (Мурашовой) в составе группы из 10 чел.; обвинен в антисоветской агитации среди населения Звенигородского р-на, осужден на 3 года ссылки в Казахстан. А. обжаловал приговор, сославшись на болезненное состояние (психическое расстройство), в к-ром он находился во время дачи показаний; 14 авг. тройка ОГПУ МО постановила приговор считать условным. В 1935-1937 гг. тяжелобольной А. жил в Котельниках вместе с келейницами монахинями Александрой (Мурашовой) и Матроной (Чушевой).

14 апр. 1937 г. вновь был арестован, обвинен в руководстве «контрреволюционной монархической организацией «Истинно православная Церковь»» и заключен в московскую Бутырскую тюрьму. Признал себя виновным. Расстрелян по приговору тройки НКВД Московской обл. от 26 сент. 1937 г. Вместе с А. по одному делу были расстреляны священники Сергий Александрович Сидоров, Михаил Владимирович Шик, Петр Сергеевич Петриков, иером. Андрей (Эльбсон), монахини Матрона (Чушева), Вера (Рожкова), Валентина (Засыпкина), 6 чел. были осуждены на разные сроки заключения в ИТЛ. В 1956 г. А. был реабилитирован.

Соч.: [Дневники за 1909-1914 гг.] // РГАДА. Ф. 1207. Ед. хр. 1577-1580; Божественное достоинство лица Иисуса Христа. М., 1905; Древнехристианская практика причащения Св. Таин. М., 1914 (переизд.: Как причащались древние христиане. СПб., 1998); О священстве. М., 1914; Прп. Макарий Египетский. М., 1914; Московский священный Кремль и его святыни. М., 1917; Воспоминания о замечательных московских протоиереях // Правосл. путь. Джорд., 1987. С. 69-76; Воспоминания. М., 1995; О молитве Иисусовой: 33-частное поклонение Богочеловеку Христу. М., 1997; Духовный дневник. М., 1999.
Лит.: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945 гг. П., 1977. С. 560-565; «Свете тихий»: Жизнеописание и труды еп. Серпуховского Арсения (Жадановского). М., 1996. Т. 1; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 105-106; Записки свящ. Сергия Сидорова, с приложением жизнеописания, сост. дочерью В. С. Бобринской. М., 1999.
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Арсений (Жадановский Александр Иванович; 1874-1937), епископ Серпуховской, викарий Московской епархии
См.также:
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский